Осенью текущего года в рамках форума Made in Russia состоялась личная встреча Михаила Владимировича Мишустина, премьер-министра РФ, и Максима Юрьевича Богданова, генерального директора АСКОН. В ходе разговора был отмечен потенциал экспорта геометрического ядра C3D в страны СНГ, Турцию и Китай. Важно: продукт является единственным коммерческим ядром в станах БРИКС. Премьер-министр в свою очередь отметил, что «геометрическое ядро — это основа для всех будущих продуктов в тяжелом САПР», и задал вопрос: «Как сделать популярнее специальности, которые могут давать молодому поколению знания в сфере геометрического ядра?»

Рис. 1. Встреча Михаила Владимировича Мишустина, премьер-министра РФ, и Максима Юрьевича Богданова, генерального директора АСКОН, на форуме Made in Russia
С 2020 года C3D Labs (входит в АСКОН) сотрудничает с Коломенским институтом (филиалом) Московского политехнического университета. Математики-разработчики, которые совмещают основное место работы и преподавательскую деятельность:
- Александр Спиваков, руководитель разработки C3D Converter;
- Сергей Белёв, старший математик-программист команды C3D Solver;
- Александр Алахвердянц, ведущий математик-программист команды C3D Solver.
Коллеги преподают на кафедре автоматизации производства и информационных технологий по специальности «информатика и вычислительная техника». Они читают лекции и принимают практические работы студентов. Эксперты дают понять молодым специалистам, с чем им придется работать, какие задачи стоят перед математиками-программистами, как живет и функционирует геометрическое ядро C3D и что стоит за его развитием.
В ноябре наши коллеги были награждены Коломенским политехом дипломами «за добросовестную педагогическую деятельность». Их вклад бесценен — они не только преследуют образовательную цель, но также взращивают кадры для будущего развития геометрического ядра и просвещают молодое поколение о такой важной специальности, как математик-программист.
Евгений Викторович Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН, был инициатором и остается «двигателем» образовательного проекта в АСКОН. Он уверен в силах молодого поколения: «Следующее поколение — всегда лучше и добьется чего-то большего по определению. Мы должны сделать всё, чтобы передать ему наш опыт, знания и уверенность в себе. Нам следует радоваться профессиональным достижениям молодых специалистов, поддерживать их победы и успехи. Я хочу сказать коллегам большое спасибо за то, что они откликнулись на призыв Коломенского политеха. В вузе отметили, что не видят никого, кто может помочь вывести преподавание дисциплин на новый уровень, кроме АСКОН, а это нужно поголовно всем профильным заказчикам».

Рис. 3. Евгений Викторович Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН, награждает математиков-программистов от лица Коломенского политеха
Мы пообщались с математиками-программистами лично и попросили их рассказать о работе в вузе, о том, как строится их взаимодействие со стажерами и какие преимущества дает работа в Коломенском политехе как компании, так и студентам. Александр Спиваков, Сергей Белёв и Александр Алахвердянц поделились своим опытом преподавания и общения с молодыми поколением.

Сергей Белёв, старший математик-программист, C3D Labs:
«Я работаю в C3D Labs c апреля 2020, а в Коломенском политехе — на год меньше. Сижу в бесконечном цикле: кофе => мысль => код. Мое расписание в вузе меняется от недели к неделе. Например, бывает, что пары проходят в субботу или вечером после 18:00. Если же пары ставят с утра, то работаю в офисе в Коломне до позднего вечера. Число часов меняется от года к году, как и программы, но в неделю в среднем 6 пар по полтора часа — лекции, практика, лабораторные. Работу в C3D Labs и преподавание в вузе совмещаю с первого дня успешно.
Через некоторое время Коломенский политех и АСКОН подписали договор о сотрудничестве. Мне кажется, нам и студенту должно быть интересно общение в ходе обучения. Знания и умения стандартные: мысль => код. Молодых специалистов привлекает множество интересных задач, которые мы им предлагаем. В свою очередь мы на практике показываем опыт их решения. Дополнительные знания для работы в разработке компонентов приобретаются в процессе. Именно знания и опыт, а также работа в коллективе в нашей компании и есть задел на будущее для молодого поколения.
У каждого студента свой путь на стажировку. Один из вариантов — прийти к нам на летнюю практику после 2-го курса, затем продолжить работать над задачей в течение 3-го курса, а на 4-м курсе доделать задачу и написать диплом. Если всё складывается удачно, то стажер может пройти собеседование с математиками-разработчиками и HR-отделом и по итогу интервью трудоустроиться. Студенты еще до того, как стать стажерами, посещают наш офис и плавно интегрируются в рабочий процесс, поэтому адаптация молодых специалистов после трудоустройства проходит легко. Работа над сложной математической задачей должна быть интересна не только студентам, но и нам. Вдохновение на общение со стажерами приходит как следствие этого интереса. Поэтому мы выбираем только интересные задачи, требующие творческого и новаторского подхода в их решении».

Александр Алахвердянц, ведущий математик-программист, C3D Labs:
«В 2012 году была создана компания C3D Labs, куда меня перевели для работы с геометрическим ядром C3D из головной компании АСКОН. Несколько лет назад Евгений Викторович Бахин написал письмо с вопросом: «Кто хочет поработать в Коломенском политехе?» Я решил откликнуться, чтобы немного подзаработать. Так и началась моя образовательная деятельность в учебном заведении, которая длится уже четвертый год.
На данный момент я провожу в вузе четыре пары в неделю. В выборе студентов для стажировки руководствуюсь двумя правилами — желание работать в нашей индустрии и понимание моих шуток. В ходе работы со стажерами я даю им хорошее настроение и оптимистичный взгляд в будущее. Для молодого поколения это отличная возможность понять суть работы математика-программиста, решать интересные и сложные задачи. В свободное от работы время мы вместе пьем чай и травим байки».
Таким образом, АСКОН и C3D Labs решают одну из ключевых задач российской промышленности — задел на будущее и формирование кадрового резерва в сфере САПР и разработки геометрического ядра.
В 2024 году в C3D Labs на стажировку от Коломенского политеха поступило шесть студентов. Молодые специалисты были приняты в команды разработки C3D Solver, C3D Converter, C3D Vision и C3D Viewer. Сегодня все стажеры прошли испытательный срок и уже работают над боевыми задачами в своих отделах.
Было бы упущением не поговорить с молодыми представителями и не узнать, что дает им стажировка и работа с коллегами по цеху.

Инна Макарова, стажер, C3D Solver:
«На втором курсе мне открылась возможность пройти производственную практику, а после этого очень заранее стали думать над дипломом. Наставники, в числе которых Александр Владимирович Алахвердянц и Сергей Александрович Белёв, по мере работы (ходили раз в неделю) узнавали об интересах и предлагали задачи, которые могли бы понравиться. В команде Solver появилась потребность в оформлении документации и ее последующем написании, а мне как раз всегда нравилось работать с текстом. Потом предложили стажировку. Открылась перспектива заниматься любимым делом, поэтому я даже на секунду не задумывалась. Было очень и очень приятно, что коллектив заботится об интересах и предлагает действительно увлекательные задачи, которые при этом связаны с предметной областью. Так что теперь на стажировке я работаю над документацией, находясь при этом в отзывчивой и сплоченной команде».

Мария Крючкова, стажер, C3D Converter:
«На стажировку я попала благодаря Александру Георгиевичу Спивакову, который изначально был руководителем производственной практики, которую я проходила от института в компании. Когда появилась возможность пойти на стажировку, я была очень рада, так как это возможность углубить свои знания в высокотехнологичной сфере, а также на практике увидеть, как строится работа в команде профессионалов. Помимо этого, я познакомилась с большим количеством хороших людей, которые каждый день готовы помогать и делиться своим опытом работы. На стажировке я занимаюсь задачами по тестированию, каждый день узнаю что-то новое и применяю на практике уже полученные ранее знания. Для этого мне были предоставлены все условия для комфортной работы в офисе, а также возможность проходить стажировку без ущерба учебе».
Сотрудничество C3D Labs и Коломенского политеха продолжается, набор стажеров не прекращается. В компании уже формируется отдел образовательных проектов, который поможет систематизировать работу с вузами и студентами из других городов. «Взращивать» кадры сложных инженерных специальностей — вызов не только для САПР-индустрии, но и для всей промышленности страны в целом. Стажировка студентов в ИТ-компаниях дает студентам возможность четко понимать поле своей деятельности, а работодателю — базу для кадрового резерва под особенности компании и продуктов. Отвечая на вопрос премьер-министра выше, мы смело можем ответить — популяризация нашей специальности и работа с молодым поколением уже идет и продолжает развиваться.
Александр Спиваков, руководитель разработки команды C3D Converter, C3D Labs:
«В C3D Labs я со дня основания и даже раньше — с отдела математики АСКОН. В Коломенском политехе я работаю уже третий год. В один день по офису спросили, кто хочет преподавать, и я оказался одним из трех физиков, кто вызвался работать со студентами. Мы тогда посмотрели список дисциплин, поделили, кто что будет преподавать, и процесс был запущен.
Первые два года у меня был десятичасовой рабочий день, а с этого года на работу уходит порядка девяти часов. Проще стало по двум причинам — лекции и практические материалы уже во многом наработаны, и за счет объединения групп расписание стало лучше.
Еще когда я проходил обучение в ННГУ им. Лобачевского, нам преподавали наши будущие старшие товарищи, руководители и наставники — сотрудники Института прикладной физики РАН. Они готовили своих будущих коллег на факультете Высшей школы общей и прикладной физики (ВШОПФ), не стесняясь погружать нас в процесс актуальных изысканий. Первые научные статьи мы видели изнутри ещё до того, как они попадали в редакции изданий, и даже сами вносили в них свой вклад в бакалавриате и магистратуре в ходе выполнения дипломных работ, которые мы писали в течение полутора лет.
Чтобы попасть на стажировку в команду разработки C3D Labs, студент изначально должен быть достаточно подготовлен, чтобы вести разработку на ядре. Из программирования нужно знать C++ в той части, которая касается прежде всего работы с типами данных, процедурного и объектно-ориентированного программирования. Из геометрического моделирования — знать основные понятия дифференциальной геометрии, топологии и теории графов и уметь применить их в первую очередь к граничному представлению.
Процесс адаптации стажеров в рабочую среду зависит от подразделения, в которое они попадают, но общая черта первых задач — создание или развитие специализированных инструментов, которые нужны команде. Так происходит погружение в предметную область и рабочие процессы, за которыми следует решение задач из бэклога продукта.
Стажировка в компании C3D Labs может дать молодому специалисту практический опыт работы с большими проектами и использование специализированных технологических компонентов. Даже сравнительно компактные тестовые приложения, которые мы предлагаем нашим пользователям, по меркам типичных студенческих работ довольно велики, а это ступенька в большие проекты. Ядро геометрического моделирования как раз относится к специализированным модулям, оно не похоже на библиотеки и пакеты, предназначенные для широкого применения. Соответственно, есть порог вхождения, который, как ни странно, не так высок, как может показаться, поскольку математическая подготовка все еще является базовой в естественнонаучных и технических дисциплинах. Но при этом приходится полагаться только на документацию конкретных продуктов, так как с аналогами туго.
Если говорить о культурной составляющей стажировки — наша область при нынешнем устройстве специальностей является междисциплинарной, поэтому для выпускника образование даже в вузовской части отнюдь не заканчивается при работе с нашими решениями. И даже в такой консервативной отрасли, как наша, порой возникают новые направления, для работы в которых нужно в лучшем случае вспоминать, чему учили, а порой и учиться с нуля и без отрыва от текущих задач.
Когда мы знакомимся со студентами на лекциях в Политехе и в других российских вузах, мы рассказываем и про предметную область, и про компанию, и про задачи. Те студенты, которые проявляют интерес и готовность обучаться под нашу специфику, получают от нас всё, что нужно, чтобы подготовиться к работе, — теорию, учебную практику и возможность прокачать компетенции в тех условиях, в которых работаем мы сами. Вплоть до начала карьеры еще в период обучения: в этом году испытательный срок на позиции стажера успешно завершили шесть человек только в C3D Labs.
Буду честен — я не копал вглубь своей внутренней потребности общаться с молодыми специалистами, но, думаю, там наслоилось немало. Взять ту же потребность быть в тонусе, не закисать — для преподавателя технологической направленности важно как минимум по своим предметам давать актуальные навыки. Когда я узнаю что-то новое от студентов, я им искренне благодарен за обновление картины мира. А в основе, пожалуй, лежит “ВШОПФовский импульс” — готовить своих будущих коллег».